steal86 (steal86) wrote,
steal86
steal86

Посёлок Рублёво и Рублёвская станция водоподготовки. Часть первая, вводная.

Рублёвская станция водоподготовки. Водоприёмник, 1902 г.
Рублёвская станция водоподготовки. Водоприёмник, Москворецкие ворота и Первое машинное здание. Фотография примерно 1903 г.

Рубеж XIX-XX веков, а именно 1890-1915 гг, явил собой, пожалуй, самое плодотворное время в истории отечественной промышленной и общественной архитектуры. В эти 25 лет были возведены многочисленные прекрасные здания и инженерные сооружения, целые ансамбли. Факторов, способствовавших этому, можно перечислить множество. Это и близость нового столетия, а затем и начало ХХ века, это выдающиеся достижения человечества в науке и технике, целая россыпь открытий, будораживших умы современников, это переосмысление градостроительных концепций и отношения к единице общества - человеку. Помимо эволюции существующих, появлялись новые типы зданий, к ним предъявлялись наиболее амбициозные, иногда даже почти фантастические требования как с архитектурной, так и с инженерной точки зрения. Всё это создало плодородную почву для творчества инженеров и архитекторов. Вооружившихся новыми материалами и методами, теперь они могли реализовать то, о чём их предшественники лишь мечтали. Способствовал этому развитию и достаточно продолжительный (для Российской Империи) период без крупных войн и серьёзных бедствий.
Не вызывает удивления, что именно в эти времена общеевропейского благоденствия и в Российской Империи, возглавляемой молодым Императором, создаются многочисленные новые предприятия, доля промышленного производства начинает расти. Это, в свою очередь, привлекает людей на учёбу и заработки в города. Но быстрый рост населения городов, в частности Москвы, привёл и к отрицательным последствиям. Повысилась плотность населения, следовательно, ухудшились санитарная обстановка и то, что сейчас называется качеством жилищных условий. Население Москвы, превысившее в 1896 году 1 миллион человек, продолжало быстро расти, достигнув примерно к 1910 году отметки 1,5 миллионов человек. Перед старинным городом, в котором никогда ранее не проживало столько людей, остро проявлялись новые, несвойственные для него ранее, реалии. В этой связи остро вставали вопросы условий проживания и труда, водоснабжения, транспорта, строительства, снабжения жителей продовольственными и другими товарами. Достигли угрожающей ситуации сразу ряд проблем, так на 1905 год аналитиками прогнозировался грандиозный транспортный коллапс Московского железнодорожного узла, а вместе с ним и уличного транспорта. Проблемы требовали безотлагательного решения, поэтому Московской городской управой, Городским головой и Министерством путей сообщения было принято решение о строительстве для начала нескольких товарных станций за пределами города, затем была сооружена соединительная ветвь от Брянского (Киевского) до Курского вокзала, а в период 1904-1908 гг. было осуществлено строительство Московской Окружной железной дороги. Новый век, одновременно с новыми достижениями, принёс и новые тяжкие заботы.

Сухаревская площадь. Сухарева башня. Sukhareva tower, Moscow.
Сухарева башня, фотография примерно рубежа веков. Если кто-то не опознал, так выглядело Садовое кольцo.

Не лучше складывалась ситуация и с водоснабжением. Действовавший в Москве уже почти 90 лет Мытищинский водопровод даже после реконструкции, проведённой в 1850-х годах под руководством инженер-генерала барона А.И. Дельвига (после чего получил своё второе название - Дельвиговский), поставлял городу всего до 500 тысяч вёдер (1 ведро = 12.29 литра) воды в сутки, т.е. чуть более 6000 куб.м, на конец XIX века это было уже недопустимо мало. Вода поднималась и перекачивалась из артезианских источников посредством паровых машин и насосов Мытищинской и Алексеевских водокачек, после чего попадала в напорные ёмкости, устроенные в Сухаревой башне, и далее шла в городскую водопроводную сеть уже самотёком.


Большая часть этой воды поступала потребителям из водоразборных фонтанов (стоявших на 5 крупных площадях) через водовозов. Водовозы наливали воду специальными черпаками в бочки, после чего развозили по городу. Разумеется, качество воды (изначально весьма высокое) при такой системе подачи серьёзно снижалось, особенно летом, в жару.
Вторая реконструкция Мытищинского водопровода 1893 года позволила утроить(!) его мощность, доведя подачу воды уже до 1,5 миллионов вёдер в сутки (около 18.5 тысяч куб.м). Для этого была проделана большая работа: на нынешнем проспекте Мира, неподалёку от будущей площади Рижского (а тогда - Виндавского) вокзала по проекту архитектора М.К. Геппенера и инженеров Н.П. Зимина, К.Г. Дункера и А.П. Забаева были построены сколь грандиозные, столь же и грациозные Крестовские водонапорные башни, а близ Новоспасского моста - здание Главной городской насосной станции (в нём сейчас располагается музей воды).

Крестовские водонапорные башни
Крестовские башни. Слева и чуть сзади построен Рижский вокзал, справа вестибюль метро Рижская.

Также М.К.Геппенером в сотрудничестве с инженерами водопровода были реконструированы Мытищинская и Алексеевские водокачки. Для подачи воды в дома были проложены чугунные водоводы, сеть которых постоянно развивалась и расширялась. Все эти меры позволили значительно улучшить водоснабжение и качество самой воды. Критическое положение было успешно преодолено... но лишь на 3 года. К 1896 г. стремительно растущая потребность Москвы в чистой воде снова превзошла имеющиеся возможности, и ситуация вновь потребовала кардинальных решений. Мытищинские скважины больше дать не смогли, попытки добыть больше привели к скачкообразному падению качества воды, которое, к тому же, после снижения добычи восстановилось не до конца. Здесь и берёт свои истоки Рублёвская станция водоочистки.

Дорога к водоприемнику
Панорама станции. Снято примерно с той же точки, что и этот кадр. Сейчас всё заросло деревьями, поэтому с холмов вид сильно изменился.

Рублёвская водоочистная станция. Первое машинное здание
Первое машинное здание, фотография начала ХХ века. Кстати, строительные работы в старые времена отличало то, что практически всегда полностью убиралась вся крупная растительность. С точки зрения охраны природы это, разумеется, плохо. Зато для фотосъёмки нет никаких преград и поэтому до нас дошли отличные снимки. Расчищенные территории потом озеленяли.

ALST1150
Первое машинное здание, современный вид. К сожалению, повторить снимки с тех же ракурсов уже невозможно, т.к. за эти 110 с лишним лет выросли высокие деревья, загораживающие постройки.

Идея использовать обычную речную воду, соответствующим образом подготовленную, разумеется, возникла задолго до описываемых событий рубежа ХIX-ХХ веков. Примерно с 1850-х гг. предпринимались попытки подачи москворецкой воды, но та вода мало того, что забиралась в черте города, но ещё и не проходила никакой очистки, поэтому только портила собой чистую мытищинскую, с которой смешивалась. Тем не менее, для крупного города, стоящего на реке, потребление речной воды всегда является очевидным выходом, поэтому мысли по насыщению городского водопровода москворецкой водой витали в воздухе постоянно, ожидая лишь достойной реализации. Заметим, что москворецкая вода до своего впадения в черту города, являлась довольно чистой, поэтому могла быть сравнительно легко очищена для использования в качестве питьевой.
Строительство станции включало 4 очереди и продолжалось суммарно (с перерывами между очередями) более 15 лет, с 1901 по 1918 год. При этом первая очередь была героически построена и запущена в работу поистине ударными темпами, всего за каких-то 14 месяцев! "Героически" - вовсе не сарказм, а точная характеристика, потому что ситуация требовала действовать ОЧЕНЬ БЫСТРО. Получилось не только быстро, но и качественно. Странная, всё-таки, у русского народа особенность: чем меньше времени и сложнее ситуация, тем лучше будет результат.

ALST3019
Первое машинное здание.

Москворецкий водопровод имел проектную мощность 14 млн. вёдер (1.14 млн. кубометров) в сутки, однако это число было взято с приличным заделом на будущее, сразу столько воды не требовалось. Поэтому, в угоду рациональности и скорейшему запуску, ввели разделение мощности поровну между 4 очередями, т.е. по 3.5 млн. вёдер на очередь. В этом посте я не буду описывать технологию и подробные особенности всех зданий. Строительство шло сразу на двух участках: на Воробьёвых горах строился резервуар для чистой воды, в посёлке Рублёво - водоподъёмная и очистная станция, включающая более десятка зданий и сооружений, а между станцией, резервуаром и городом прокладывались магистральные водоводы и строилось Рублёвское шоссе.

Воробьевский резервуар
Воробьёвский регулирующий напорный резервуар...

...и его создатель. Знакомьтесь, Максим Карлович Геппенер, уже упоминавшийся ранее.
Максим Геппенер (Maxim Heppener)
Фотография, кстати, с сайта http://geppener.ru, на котором есть немало интересного про этого талантливейшего человека.

Да-да, архитектором, строившим все здания нового Москворецкого водопровода, был всё тот же М.К. Геппенер, участвовавший и в реконструкции водопровода Мытищинского. Архитектор, имевший огромный авторитет и снискавший славу талантливейшего проектировщика общественных и промышленных зданий. Благодаря его высочайшему мастерству и незаурядному подходу, здания станции получились исключительно качественными, продуманными и красивыми, причём и по отдельности, и как архитектурный ансамбль. Воробьёвский резервуар же получил открытую верхнюю площадку, куда беспрепятственно могли приходить гулять и любоваться Москвой люди. Город лежал перед ними, словно на ладони. Село Воробьёво издавна служило местом прогулок горожан, а устройство на крыше резервуара смотровой площадки было первым шагом к нынешней смотровой площадке на Воробьёвых горах.

Воробьёвский резервуар
Ещё один вид резервуара. Сейчас он находится за забором, как и почти все старинные сооружения Москворецкого водопровода, что не может не огорчать.

Воробьёвы горы (вид с площадки резервуара)
Вид со смотровой площадки.

Воробьёвский резервуар
Красивый фасад, лестницы, гранитные тумбы, дорожки, газоны и цветники. Промышленная архитектура раньше была красивой.

Воробьёвы горы, вид на резервуар
Боковой фасад, гуляют люди.

Воробьёвы горы
Вид на само село Воробьёво и царский павильон. Обратите внимание, какой милый штакетник огораживает территорию резервуара.

На смотровой площадке резервуара на Воробьевых горах
Ещё один вид со смотровой площадки, дети с женщинами.

Резервуар первоначально имел скромную ёмкость в 500 тысяч вёдер, но постепенно вводились в строй новые отделения резервуара, поэтому ёмкость росла вместе с производством. Свои резервуары для чистой воды строились и на станции.

Воробьевы горы. Строительство резервуара чистой воды
Строительство резервуара.

Параллельное строительство резервуара и очистных сооружений позволило не только сэкономить много времени, но и испытать сам резервуар, систему водоводов, отдельные узлы и целые участки до ввода в строй. Была и "генеральная репетиция" - пробный пуск воды в город. Он был произведён тихо и без какой-либо огласки, но осторожность оказалась излишней: всё работало прекрасно.

Рублёвская насосная станция. Предварительные (американские) фильтры
Рублёвская станция водоподготовки. Предварительные фильтры (справа), здание коагулирования (вдалеке) и здание пескомойки (слева).

Рублевская насосная станция
Первый сборный резервуар (два маленьких домика в левой части кадра - его наземные павильоны) и английские фильтры. Вдали виднеются жилые дома и казармы для рабочих. Первое машинное здание с высокой дымовой трубой - мы его уже видели на других снимках.
Хорошо видна и аллея, которые высадили на всех проездах. Здесь в кадре берёзовая аллея, а ещё есть лиственничная, еловая и липовая.

Рублевская станция. Паровые котлы
Первое машинное здание, паровые котлы. Частичка паровой эпохи. Паровые машины приводили в движение насосы первого и второго подъёма, а также вырабатывали электричество для освещения. На станции сразу же было устроено электрическое освещение. В следующих очередях строительства устанавливались уже электрические насосы, а двигатели устанавливались уже дизельные.

Рублёвская насосная станция. Машинное отделение 1-го подъёма
Первое машинное здание, насосы первого подъёма.

Рублёвская насосная станция. Машинное отделение 1-го подъёма
Первое машинное здание, общий вид зала первого подъёма. Окна находятся настолько высоко не просто так. Дело в том, что зал сильно заглублён вниз. Это облегчало подъём воды из реки и перекачку её на линию очистных сооружений. Из зала выходили огромные трубы, по которым перекачивалась вода.

Здание Рублевской лаборатории
Лаборатория. 1903 год. Прекрасное, визуально очень лёгкое и гармоничное здание с голландскими и английскими мотивами.

Рублевская насосная станция. Общий вид
Общий вид от здания конторы. Видны молодые аллеи, а также часть очистных сооружений. Не буду сейчас заострять внимание на них, потом подробно опишу каждое сохранившееся, а также технологический процесс.

Коллектив Рублевской насосной станции
Часть коллектива станции.

ALST9977
Водозабор, современный вид. К огромному сожалению и стыду, этот символ Рублёвской станции сейчас заброшен и никак не используется, хотя исправно проработал практически 100 лет, закрыт был в начале 2000-х годов.

ALST9898
Водозабор, 1903 г., современный вид.

ALST6617
Кунцевские ворота.

ALST9585
Кунцевские ворота, фрагмент. Эти ворота - единственное, что осталось от оригинальной ограды станции, но даже тут вместо решётчатых элементов между столбами сплошная закладка кирпичом, а также законопатили овальные декоративные выемки. Остальная ограда давно заменена на сплошной бетонный забор.

ALST9570
Кунцевские ворота, за ними хорошо видна лиственничная аллея, которая является продолжением Рублёвского шоссе, проходя прямой линией через всю станцию и упираясь в противоположные Москворецкие ворота, прямо за которыми находится старинный водозабор. Рублёвское шоссе вообще является осью станции, этаким экватором, разделяя её на правую и левую половины.

ALST9562
Сторожевой дом, часть ворот. Как видим, архитектурный стиль ворот полностью перекликается с фасадом сторожевого домика.

ALST2970
Лаборатория (современный вид). Сейчас в этом здании расположилась сауна для сотрудников станции.
Tags: Геппенер, архитектура/интерьер, архитектурное наследие, водоочистка, история, москва, промышленность, рублёво, фотографии

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments