steal86 (steal86) wrote,
steal86
steal86

Старая трасса Рублёвского шоссе, подробнее.

ALST3499

В прошлый раз написал я про Рублёвское шоссе, а потом прочитал и думаю: хорошо, но мало. Надо бы максимально полно раскрыть тему. Что и делаю сейчас. Не удовлетворившись только сравнительно случайными снимками из своего архива, я уже специально обошёл места, где проходило шоссе. Упор был сделан на те участки, которые были выведены из эксплуатации сравнительно давно, а значит имели возможность сохраниться полнее других. К сожалению, в нашей стране так с любыми памятными объектами: хочешь что-то сохранить - оставь и не трогай.
Итак, продолжим исследовать то Рублёвское шоссе, которого уже нет.


Предыдущие посты по этой тематике.
Часть нулевая: Анонс.
Часть первая: Рублёвская станция водоподготовки. Вводная статья.
Часть вторая: Рублёвское шоссе.


Начну, вернее, продолжу с того места, которое рассматривал недостаточно плотно в прошлом посте, а именно куска между Рублёвским мостом через Сетунь и станцией метро Кунцевская.

ALST3671
Здесь между Кастанаевской ул. и железной дорогой Белорусского направления сохраняется аж два Старорублёвских шоссе! При этом в разных картах единства нет. Где-то Старорублёвское, где-то просто Рублёвское. Как такое возможно? Элементарно. Я уже писал о том, как переименовывали Рублёвские мосты - сначала мост через Сетунь 1912-го года стал Старорублёвским, а потом и новый путепровод 1961 года постройки "постарел" вслед за своим предшественником. Так же произошло и с участком трассы, которая проходила по этому путепроводу. Теперь название Старорублёвское шоссе носит участок дороги 1961 г, а идущая поблизости от него старинная дорога названия, кажется, не имеет вообще, но местные жители скорее считают и называют Старой Рублёвкой именно её. Попадаются свидетельства времени вроде тех же аллей. Попадаются и водопроводные люки, но не дореволюционные, жаль. Так всё это потихоньку и спускается по уклончику вниз, потом две дороги обратно смыкаются и идут так уже до Кастанаевской улицы, визуально упираясь в линию метрополитена. Ничего интересного там не осталось, поэтому я пошёл в обратную сторону.

ALST3673

Разумеется, в 1901 году никакой метро Кунцевской и Филёвской линии ещё не было, но на её месте была природная преграда. В этом месте Рублёвское шоссе шло через долину речки Фильки и саму речушку, но к 1965 г. река уже была убрана в коллектор, а шоссе было перерезано прошедшим по бывшему руслу реки метрополитеном. Кстати, это показательный пример того, каким недальновидным было планирование в условиях плановой экономики и до чего расточительно велось строительство в условиях тотального Хрущёвского "удешевления" всего и вся. Прямая трасса с новым широким путепроводом над ж/д путями была превращена в 2 куска, не связанных между собой. Пришлось изобретать "костыль" и пускать движение в форме буквы "Зю" по Кастанаевской улице (что позже привело к вынужденной установке следующих костылей) и далее между двумя вестибюлями станции Кунцевской, вместо того, чтобы построить путепровод над линией метро.

Я понимаю, что людям, не очень хорошо знакомым с данной местностью, понимать написанное мной может быть затруднительно, поэтому я приготовил карту, где выделены все значимые объекты. Там можно двигать, крутить, читать подписи.
Карта (открывается в новом окне).

ALST3587
А вот и привет из прошлого! Чуть южнее располагается железнодорожная станция Кунцево Белорусского направления, она играла ключевую роль в снабжении Рублёвской водоочистной станции всем необходимым для бесперебойной работы. Пока не существовало отдельной ж/д ветки к Рублёво, построенной только при коммунистах, топливо для работы паровых машин Первого Машинного здания подвозили по шоссе. Для этого здесь в 1903 г. здесь была построена Кунцевская нефтекачка, переливавшая в бочки на конной тяге солярку, мазут, газойль и прочие тяжёлые нефтепродукты, которые тогда собирательно назывались нефтяными остатками.
Сейчас от нефтекачки сохранилось только перестроенное здание конюшни, но хоть что-то.

ALST3666
Внезапно таблича Мосводоканал на воротах нефтекачки. И даже общий смысл не поменялся, насосная станция.

ALST3586
Старая трасса Рублёвского шоссе идёт дальше, к пересечению с Белорусской ж/д. Поскольку по ней уже давно никто толком не ездит, она используется только как проезд к гаражам. Здание слева - поликлиника №6 ФСБ РФ.
Поликлиника, что интересно, расположена в развилке между старой и новой трассами Рублёвского шоссе. Вот уж Рублёвка - так Рублёвка.

ALST3543
Пройдя мимо гаражей, выхожу к железной дороге. Взгляд назад. Этот уголок ввиду заброшенности, но, в то же время, имевший дорогу, всегда привлекал всяких мутных личностей. В 90-х годах тут постоянно крутились какие-то грузовики, что-то таскали со станции (не факт, что ворованное, но кто знает?), сюда же свозили и бросали всяких хлам. Самый крупный остался - это старые палатки, на одной из них, уже довольно раритетной, надпись "Молоко - Рыба".

Остатки железнодорожного переезда. Прекрасно видно, как из рощи на противоположной стороне выходит Рублёвка.
ALST3555

ALST3492
Зайдя под сень деревьев, сразу ощущаешь прохладу и некую защищённость. Плохо, что сейчас перестали делать такие аллеи хотя бы на пешеходных дорожках...

ALST3341
Дорога и аллея. Кстати, здесь аллеи высажены липами по центральному транспортному проезду, а слева и справа - берёзами, эти берёзовые аллейки более узкие и были, предположительно, пешеходными дорожками.

ALST3372

ALST3443
Берёзы растут плотно друг к другу, от чего складывается ощущение, что стволы двойные, но это обман зрения, на который повелась даже камера.

ALST3489
Деревья так похожи друг на друга, что немного теряется ощущение пространства. Может наши предки так расслаблялись и боролись с синдромом дорожной усталости? Едешь, а пейзаж по сторонам вроде бы и не меняется...

ALST3349
Аллея тополиная. Правее виднеется и берёзовая. Похоже, что подлесок ближе к асфальту - рукотворный, хотя могу и ошибаться.

ALST3353
Видно, что правая часть (если смотреть от Москвы) находится на возвышении и берёзовая аллея отстоит от липовой на довольно приличное расстояние. Где-то там и проходит водовод.

ALST3360
Поскольку заасфальтирована осталась только небольшая дорожка, остальной "коридор" зарос травой, кустарниками и даже небольшими деревьями.

ALST3363
Выходим из тенистого лесочка, и отлично видим, что здесь, куда и откуда. Славянский бульвар (где слева дом-карандашница, а справа не вошедшая в кадр советская многоэтажка) - ни что иное, как переименованный и видоизменённый кусок Рублёвского шоссе. По фонарным столбам прекрасно видно, что Рублёвская трасса прямой линией шла на пересечение с Можайским шоссе, которое тогда не было и в четверть таким широким, как сейчас. Тем, кто углядит в это какой-то наив или примитивность дорожной сетки в царские времена, спешу напомнить, что тогда это была сугубо загородная местность, не имевшая к городу ровным счётом никакого отношения. Сколько вы видели многоуровневых развязок на перекрёстках между просёлочными дорогами? То-то! Да и движение тогда и сейчас сравнивать просто глупо.

Мой папа жил в детстве на территории нынешнего Крылатского (хотя к селу Крылатскому это место не относилось), тогда там была большая Кунцевская птицефабрика, на которой работали мои дедушка и бабушка. Отец с сестрой ездили в школу в Рублёво на автобусе, учились они в 580-й школе на ул. Василия Ботылёва. Рублёвское шоссе тогда было ещё узким, не было ни моста через Ярцевскую улицу, ни развязки с Успенским шоссе, вместо этого напротив села Черепково стоял перекрёсток со светофором, рядом был пост ГАИ, примерно там же, где и нынешний. МКАД уже построили, его, двухполосный, без освещения и разделительного барьера, Рублёвка переходила по небольшому мостику. Само Рублёвское шоссе довольно долго сохраняло свои размеры и аллеи по краям. Один странный момент: папа помнит, что там не было боковых узеньких берёзовых аллеек. Значит, по каким-то причинам их вырубили. В то, что не сажали изначально, мне не верится.

ALST3296
А это уже Старорублёвское шоссе. Тут уже никакого следа умиротворения и покоя. Пустое, жаркое, выдыхающее горячий воздух под палящим Солнцем, а зимой - продуваемое всеми ветрами. Негде укрыться ни от дождя, ни от зноя. Не умели в СССР дороги делать, не умели...

------------------------------------------------------
Сразу перескакиваю через Волынскую рощу, потому что там всё равно закрыто и ничего толком не рассмотреть. На Минской улице строительство никому не нужной станции метро, ад и израиль. Мимо строительного городка узкий проход к Киевской железной дороге, вид с холма открывается многозначительный.

ALST3771
Вид на Киевскую железную дорогу. Тут всё как на ладони. Именно в этом месте был переезд через рельсовые пути. Маленький домик на фотографии - сторожевой дом Рублёвского шоссе и водопровода. Сейчас он, к сожалению, законопачен сайдингом, поэтому посмотреть на его архитектуру и степень сохранности мы не можем. Дверь старая, остальное скрыто.

ALST3780
Выемка Рублёвки. Перейдя через железнодорожное полотно, шоссе упиралось в высокий и крутой холм, поэтому была сделана искусственная выемка с плавным подъёмом.

ALST3857
Это же место через пути.

ALST3821
Спустившись с железнодорожной насыпи, вдали мы видим уже знакомую улицу Улофа Пальме.

ALST3831
Прекрасные тут места. Бегают деловито собаки, через железную дорогу иногда ходят люди. Со стороны Старорублёвского моста поднялись два мотоциклиста - они там проехать ещё могут.

ALST3836
Проектируемый проезд №726. Я не знаю, кто, когда и зачем предложил называть так улицы, но это бред. Называя что-то временным именем, нельзя забывать, в какой стране мы живём, и что здесь нет ничего более постоянного, чем всё временное.

ALST3840
Проектируемый проезд №726, вид в торону Минской улицы. На некоторое время, порядка 10-12 лет это был ещё один вынужденный костыль. Сквозного проезда через Минскую улицу не осталось, да и через выемку, о которой я писал чуть выше, похоже, движение было прекращено в связи с закрытием ж/д переезда, поэтому после моста через р. Сетунь машины, поднявшиеся на эту дорогу, сворачивали налево...

ALST3845
... и ехали туда, куда на этом снимке едет синий самосвал. Строительной техники тут, кстати, катается реально много. То ли их выживают с Кутузовского и они объезжают по этому проезду, то ли просто там есть какое-то злачное место. На Викимапии написано, что ближе к центру, у станции Киевская-Товарная есть свалка строительного мусора.

ALST3905
Касаться темы Рублёвского моста я в этом посте уже не буду, кому интересно - про него есть вот тут. Поэтому я пошёл обратно, к тому же уже спустились сумерки и съёмка стала приобретать черты извращения. Для разнообразия забрался на противоположный холм, левый от выемки. Подсветку уже включили. Отсюда куда лучше прослеживается линейность старинной трассы. Причём брать за окончательный ориентир высотку МГУ не совсем правильно. Воробьёвский резервуар находится значительно ближе к бровке холма, всё это я показал на карте.

ALST3917
Хотя в качестве символического ориентира ГЗ МГУ очень даже хорошо смотрится.

ALST3932
Напоследок снял гаражный городок на Проектируемом проезде, но имеющий адрес с чудесной литерой: Минская ул, владение 2Ж:-) Москва - город контрастов.

ALST3935
И уже совсем перед тем, как убрать камеру, снял мечеть. Просто так... Шоссе проходило слева от этого здания, которого, конечно, ещё и в помине не было.

Продолжение следует...
Tags: история, краеведение, мосводоканал, москва, рублёво, фотографии

Posts from This Journal “фотографии” Tag

  • Закатный переход

    Тут в архивах своих копался, наткнулся на картинки, которые хотел выложить, а потом как-то закрутился, забыл, всё как обычно. Самого очень бесит,…

  • Сетунь

    Гуляю иногда в овраге. Там речка Сетунь течёт. Совокупность близости к дому и почти полного отсутствия всякой "блягоустроенности" подкупают. И…

  • Камер-Коллежский вал. У Белорусского вокзала.

    Один из бывших пакгаузов станции Москва-Белорусская Название поста, признаюсь, слегка притянуто за уши. Из всех сооружений (именно сооружений)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments